Игорь Тышкевич,
аналитик Украинского Института Будущего,
для "Хвилі"
Россия требует отмены санкций и заявляет о выходе из соглашения по утилизации оружейного плутония. США останавливает разговоры с Россией о мирном урегулировании в Сирии. Имеем новый виток эскалации в американо-российских отношениях, и, при надлежащем подходе, новые возможности для Украины. Но для начала стоит разобраться что представляют из себя договорённости.
Какой договор разрывает Россия?
Речь идёт о подписанном в 2000-м году соглашении об утилизации 34 тонн (с каждой стороны) обогащённого плутония. Который признан «избыточным» для обороноспособности стран. Путин говорит о каких-то построенных заводах и «обмане» со стороны США. Однако, если почитать документы, работа по утилизации ещё даже не началась. Договор ратифицировали лишь в 2011 году. Оговоренный график стартует с 2018 года. Путин говорит о создании (постройке) специализированного ГХК… Теоретически оно так — предприятия действительно построены. Сибирский химкомбинат в 1949, ФЯО «ГХК» в 1950-м и ПО «Маяк», построенное в 1948-м году. Все они специализируются как на создании ядерного топлива так и на его утилизации.
Что касается оружейного плутония, его наработка для арсеналов была давно остановлена. Заряды на основе данного элемента считаются слишком дорогими и опасными. Оставался вопрос: «что делать с запасами». Основной подход — получение изотопов, которые не могут быть использованы как часть боевого заряда, с позднейшим их использованием в качестве ядерного топлива. Проблема в том, что технология дорогая и «грязная». США приостановили строительство предприятия до конца 2016 года — будут вносить изменения в проект. В РФ провели пилотную переработку – проблемы экологии традиционно относятся к «второстепенным» в этой стране. Но суть остаётся той же – практическая работа по утилизации ещё не начиналась (согласован график с 2018). А общее количество топлива — 68 тонн.
Для сравнения с 1993 по 2013 год действовало соглашение об утилизации урана. По которому РФ из «оружейного запаса» производило топливо для американских АЭС. США обязывались выкупать всю продукцию, произведённую по программе. И выкупали. Что дало России чистую прибыль в размере примерно 17 миллиардов долларов. Объёмы программы — 14446 тонн низкообогащённого урана, вывезенного в США в виде ТВЭЛ для АЭС. Программа имела название «Мегатонны в мегаватты». Сегодня она продолжается в виде долгосрочных контрактов USEC и ТЕНЕКС. Действие которых рассчитано на период до 2022 года. Сумма коммерческих контрактов составляет примерно 11,5 миллиардов долларов.
Но Путин не разрывает действующие соглашения. Что логично — терять 11 миллиардов во время кризиса не хочется. Он заявляет о выходе из договора, который и так пока не выполняется. При этом выставляет дополнительные требования.
При этом суть таких требований – отмена санкций, включая «закона Магнитского», который среди прочего предусматривает замораживание активов ряда близких Путину бизнесменов и компаний, так и санкций, наложенных в 2014 году и позже в связи с аннексией Крыма и войной на Донбассе.
Таким образом получается, что Кремль требует уступок, угрожая разрывом соглашения, которое не является ключевым в ограничении ядерных арсеналов. Более того, которое ещё даже не начало исполняться. Возникает вопрос: «на что рассчитывает Россия?»
Расчёт РФ и реакция США
Требования РФ можно назвать большим блефом, но в достаточно чувствительной области — ограничения распространения ядерного оружия. Россия уже не угрожает превратить всех в ядерный пепел, но указывает на тот факт, что является владельцем огромного арсенала.
Выход из договора с одновременными обвинениями в адрес США теоретически может дать надежду на успех. На это есть несколько причин:
- Тема разоружения достаточно чувствительна. Особенно, когда речь заходит о ядерном оружии
- Для человека, не особо разбирающегося в деталях соглашения заявления Путина кажутся громкими и знаковыми.
- Такой демарш является напоминанием о том, что РФ — ядерная держава. А значит требует «особого отношения» к своему мнению.
- Первые три пункта позволяют с одной стороны надеяться на громкую прессу на Западе. Плюс возможность активизации близких России политиков, которые начнут эксплуатировать тему ограничений ядерных арсеналов.
- Время, когда было сделано заявление. В США в разгаре президентская гонка. Обаме крайне не выгодно заканчивать свой срок на фоне разговоров о новой гонке вооружений. К тому же вопрос договоров с РФ и риторика Кремля даёт новые темы для кандидатов в президенты. Тезис «с Россией нужно говорить» достаточно популярен. И тот же Трамп может развить тему с пользой для себя.
Естественно, на полное выполнение своих требований Российская Федерация не рассчитывает. Работает принцип «требуй невозможного ради получения желаемого». Кремлю необходим диалог об ослаблении санкций со стороны США. Это даст возможность выхода из-под европейских санкционных ограничений – в ЕС сильно пророссийское лобби.
К тому же разговор и обсуждение, например, Крымского вопроса уже лучше, чем однозначное определение событий весны 2014 как аннексии.
Наконец, в случае успеха Россия может улучшить свою позицию в переговорах по Донбассу.
Но пока что Кремль получил реакцию, на которую менее всего рассчитывал. США «прекратили разговоры» с Россией по вопросам урегулирования в Сирии. То есть:
- Обама продемонстрировал (пока), что на шантаж он не поддаётся и готов к резким, болезненным для оппонента ответам.
- Приостановка диалога по Сирии — это удар по результатам внешнеполитической комбинации Кремля 2015-2016 годов.
- Особенно важна аргументация Вашингтона. Прямые обвинения в нарушении условий перемирия и атаке гуманитарных конвоев, мирных жителей выставляют Россию в невыгодном свете. Ставят под сомнения её готовность участвовать в урегулировании конфликтов и её договороспособность в общем.
Выводы для Украины
Реакция Белого Дома чрезвычайно выгодна Украине в вопросах урегулирования на Донбассе. Можно проводить параллели. В Сирии РФ выступает одним из участников переговоров и гарантом того, что правительственные войска выполнят свои обязательства.
На Донбассе РФ так же один из участников переговоров, а так же выступает гарантом выполнения договорённостей со стороны ЛНР и ДНР.
Имея такую параллель и имея прямые обвинения в адрес России в неспособности и нежелании добиваться мирного урегулирования, украинская сторона может ставить вопрос о переформатировании переговорного процесса и реализации минских соглашений. В частности:
- Опыт и пример Сирии показывает, что без третьей силы урегулирование конфликта с помощью РФ невозможно. То есть, разговоры о разведении сторон без полицейской миссии бесперспективны.
- Демарш Российской Федерации по «договору утилизации плутония» и действия РФ в Сирии доказывают, что невозможно рассчитывать на успех мирного процесса, выполняя условия в одностороннем порядке. Это касается и Минских соглашений. Есть порядок действий. Работать можно лишь только в утверждённой последовательности: Украина не будет делать очередного шага до тех пор, пока РФ и террористы не сделают свой.
- Сирийский кейс и результаты расследования по МН-17 доказывают, что РФ не может выступать как гарант стабильности и безопасности. Страна или сама нарушает договоры или не контролирует перемещение военной техники, покрывает террористов.
Исходя из вышеперечисленного Украина может начинать разговоры об изменении «Нормандского формата». Включении в группу переговорщиков других заинтересованных сторон. Смене риторики и повестки. Либо, как минимум, подчёркивать, что выполнение Россией своих обязательств возможно лишь под давлением санкций, угроз и так далее.
С другой стороны имеем и негатив. Россия торопится. Экономический кризис и ограничения в торговле, обмене технологиями всё чувствительней. Это значит, что Кремль будет идти на эскалацию – действовать методами шантажиста. Вчерашние заявления только подтверждают тезис.
Для Украины это означает:
- весьма возможную эскалацию конфликта на Донбассе. Крупномасштабное наступление маловероятно, но локальные наступательные операции вполне возможны. Как и диверсионные акты на свободной от оккупантов территории.
- активизацию вмешательства Кремля во внутреннюю политику. Речь не идёт о «пророссийских силах». Россия умеет работать и с крайне левыми и крайне правыми. Для Путина важна раскачка политической ситуации в стране. Желательно на фоне резонансных событий. Диверсия, массовые акции, резонансное убийство (например политика) и так далее. Протесты могут проходить и под лозунгами «Путин Х**о» – главное, чтобы страна скатилась в очередной управленческий паралич.
К этому тоже стоит быть готовыми.
Автор — аналитик Украинского Института Будущего
No comments:
Post a Comment