Даниил Кислов
В понедельник днем, по нашим данным, 78-летний лидер Узбекистана перенёс клиническую смерть, а позже (возможно) был подключен к аппарату искусственного жизнеобеспечения. Это произошло за несколько дней до главного государственного праздника - Дня независимости, отмечаемого в этой азиатской республике 1 сентября.
И не просто праздника, а четвертьвековой годовщины независимости. Именно двадцать пять лет назад образовался современный Узбекистан, наследник Узбекской ССР, и все двадцать пять последних лет республикой правил бессменный президент Ислам Каримов, бывший советский партийный и хозяйственный деятель.
Теперь его дни подошли к концу. И аккурат к празднику.
Для тех, кто не в курсе: добывать новости о болезни первого лица в Узбекистане сложно, почти невозможно — хоть в праздники, хоть в будни. Журналистская работа делается тут с риском погибнуть самому или погубить свои источники.
Наш сайт блокируют в Узбекистане уже десять лет. Наши корреспонденты, которых мы воспитываем и обучаем, бегут из страны из-за преследований. На оставшихся сыплются угрозы, сотрудничающих с нами информантов стращают и изолируют, а контакты с нашей редакцией приравнивают к «пропаганде терроризма».
Поэтому мы не даем стопроцентной гарантии. Только 99,9%. Именно на девяносто девять процентов мы доверяем своим каналам информации в правительстве республики. Именно тем, от которых мы узнали о печальной судьбе Каримова.
Но жив или скончался президент Узбекистана чисто физически - уже не так важно. Очевидно, что Ислам Каримов мертв юридически: его самочувствие таково, что он не способен общаться с окружающими, находится без сознания, не в состоянии исполнять свои обязанности.
Его окружение также оказалось фактически недееспособным. С одной стороны, оно не может даже показать стране своего президента, пусть и больного, но про которого заявляет, что тот находится в здравом уме и трезвой памяти.
Жалкие «опровержения» от анонимных источников в аппарате - не в счет. Ведь так в цивилизованных странах не делается. Опровержение должно либо быть зачитано официальным лицом из правительства, либо исчерпывающая медицинская сводка о текущем состоянии здоровья первого лица в государстве должна быть распространена по всем государственным каналам.
И не надо ссылаться на privacy (привет Лоле): Каримов - президент большой страны, и ее народ имеет право доподлинно знать, геморрой у лидера или инсульт, водянка коленной чашечки или родильная горячка.
Такое «недоопровержение» со стороны официоза - фактическое признание отсутствия доказательств того, что Ислам Каримов жив.
С другой стороны, те люди, что находятся сегодня рядом с телом президента, грубо нарушают закон, предписывающий в экстренной ситуации передавать полномочия президента в другие руки. Ведь если президент не в форме и не в состоянии управлять государством, его функции должны перейти (согласно Конституции страны) к председателю Сената - верхней палаты парламента.
Почему этого не происходит? Первая версия: Каримов все же жив и находится в состоянии искусственной поддержки простейших функций организма. Надежд на его выздоровление нет никаких, но современная медицина научилась обеспечивать формальную жизнь в бездыханном теле практически как угодно долго.
А народ любит зрелища. Поэтому власти не хотят омрачать населению праздник Независимости, на который угрохана куча денег и который в любые времена будет считаться самым ярким пропагандистским символом «процветания и успеха» узбекской государственности.
Версия вторая: группа властных персон, которая окружает сегодня тело вчерашнего лидера, нуждается в некой паузе, временной передышке. Чтобы успеть разделить пирог («много вас, а я один»). Чтобы договориться о постах и преференциях. Разрулить проблемы, разобрать и преодолеть взаимные претензии. Опять же - в обход основного закона, Конституции. По-бандитски, «по понятиям».
Сегодня Ислам Каримов стал заложником своей собственной политики и практики государственного строительства. Создав бутафорский парламент и не работающие законы, забыв о том, что не вечен и даже не приготовив заранее преемника, он заложил грандиозную мину под будущее своей страны.
«Официальные власти не подтверждают смерть президента Узбекистана, потому что не могут делать такие заявления без разрешения Ислама Каримова». Такая шутка ходит в Фейсбуке уже дня два, и в ней, что называется, есть лишь «доля шутки».
Оставшись без «папы» или «дедушки», авторитарного руководителя, подписывающего все указы и постоянно отдающего важные устные указания, ташкентская «элита» впала в ступор. Конституция не годится, потому что никто и никогда по Конституции в этой стране и не жил. А другие способы передачи власти тут целых двадцать пять лет, от самого образования современного государства, никогда не практиковались.
И преемника, и преемничество надо тут изобретать с нуля. Без старого, надежного и все решающего Ислама Каримова самим создавать нового диктатора, обеспечивать ему легитимность, сооружать мнимые, псевдозаконные конструкции воцарения. На это может понадобиться время, в течение которого «дедушка» будет лежать подключенным к розетке.
Вытащат проводок из розетки только тогда, когда решат, что все схвачено, все утряслось, а народ психологически готов к будням перемен. А пока народ пусть попразднует, насладится независимостью. Ведь от народа, в самом деле, власть в Узбекистане нисколечко не зависит.
No comments:
Post a Comment