Обсуждать
историю – задача не из простых, особенно если события давнего прошлого стали
краеугольным камнем для актуальной политики. Именно так произошло в России, где
тема Великой Отечественной войны претендует на роль гражданской религии.
Как и любая религия она
имеет одну-единственную каноническую трактовку и язык описания, пантеон
мучеников и бестиарий демонов. Любое отступление от канона воспринимается как
ересь. Даже использование термина «Вторая мировая» вместо «Великая
Отечественная» в глазах многих адептов этой религии выглядит как недопустимая
подмена.
Культ Войны был рожден в советское время в
эпоху правления Брежнева. С 1947 по 1965 день победы – 9 мая – даже не был
выходным днем. Только двадцатая годовщина капитуляции Германии отмечалась с
общесоюзным размахом. С того года стало принято раздавать юбилейные медали,
которые вручались не за боевые подвиги во время войны, а просто по факту
возраста.
Именно тогда победа в Великой
Отечественной стала использоваться как главный легитимизатор коммунистического
строя в СССР. Формулировка праздника обязательно включала упоминание о
главенствующей роли коммунистической партии в победе над нацизмом. Подспудная
идея состояла в том, что только такая страна как Советский Союз могла победить
национал-социализм, а значит, этот факт сам по себе доказывает правильность
выбора, сделанного в начале века на одной шестой части суши. А когда Союз
развалился – флаг Великой Отечественной был подхвачен Российской Федерацией,
жившей с самоощущением наследника советской империи.
Последние двадцать лет Россия использовала
концепт Великой Отечественной, чтобы связывать воедино все постсоветское
пространство. С одной стороны, это помогало пронизывать соседние страны нитью
сопричастности к главной выигранной войне ХХ века, а с другой – оставляло
именно за Москвой статус главного держателя франшизы. Одновременно, память о
победе над нацистской Германией нужна была как инструмент «мягкой силы» – в
качестве доказательства необходимости интеграции постсоветских государств. В
истории достижений Советского Союза только Юрий Гагарин мог претендовать на
более-менее схожую по степени своей важности роль, но научно-технический прорыв
в космос все равно тускнел на фоне победы в войне, унесшей жизни многих
миллионов человек.
Проблема только в том, что срок годности
любого мифа рано или поздно обречен истечь.
Это естественная история – просто потому, что любая война жива до тех пор,
пока живы солдаты. А по мере того, как растут мартирологи – память перестает
быть личностной, превращаясь в официально-выхолощенную. Самому молодому
ветерану Великой Отечественной, пошедшему на фронт в начале 45-го года в
семнадцатилетнем возрасте, сегодня 88 лет. Это значит лишь то, что в течение
ближайших нескольких лет носителей живой памяти о войне останется исчезающе
мало.
Поколение нынешних двадцатилетних будет
последним, для кого война станет историей, рассказанной дедушками и бабушками.
Для всех, кто моложе, она станет лишь страницами в учебнике истории и сухими
строчками статистики в энциклопедии. За перечнем дат и географических мест не
останется личного переживания – и отношение к ней понемногу будет становиться
таким же отстраненным, как и отношение к событиям Первой мировой.
Собственно, сама Россия это уже проходила.
Когда-то для старшего поколения события Гражданской войны тоже были
олицетворением битвы добра со злом. И не имело значения, на чьей стороне были
их симпатии – они тоже воспринимали события тех лет как черно-белую картинку
без полутонов. Подвергать рефлексиям события гражданской войны считалось
недопустимым, а официальный советский дискурс опирался на Октябрьскую революцию
как на незыблемый фундамент.
Но по мере того, как шло время –
восприятие истории Гражданской войны в России тускнело, пока не стало
олицетворением беспощадной братской мясорубки. И сегодня нет никаких барьеров
для того, чтобы обсуждать любые исторические аспекты тех лет – официальных
запретов нет, а общественное мнение слишком равнодушно, чтобы создавать
неофициальные.
И рано или поздно нечто подобное начнет
происходить и с тем лощеным образом Великой Отечественной, который
культивируется современным российским государством. Потому что государственный
культ может быть всеобщим лишь до той поры, пока совпадает с низовым личностным
отношением. Когда любой парад опирается на память о дедушкиных рассказах, а
любой фильм входит в резонанс со старыми черно-белыми фотографиями из семейных
альбомов.
Начнет происходить разобщение между официальным дискурсом и личным переживанием. И чем дальше, тем сильнее будет этот разрыв. В конечном итоге общественное мнение перестанет воспринимать историческую дискуссию как покушение на святое и возможным станет обсуждение многих вопросов, связанных с событиями Второй мировой.
Начнет происходить разобщение между официальным дискурсом и личным переживанием. И чем дальше, тем сильнее будет этот разрыв. В конечном итоге общественное мнение перестанет воспринимать историческую дискуссию как покушение на святое и возможным станет обсуждение многих вопросов, связанных с событиями Второй мировой.
И тогда российское общество в какой-то
момент окажется перед фактом, что события, происходившие в период с 1939 по
1941 год, уже не являются фигурой умолчания. Такие темы как раздел Польши и
оккупация Прибалтики станут плодом исследования сперва на уровне текстов, затем
– на уровне телефильмов, а позже – возможно, и кинематографа. И если в
современной России трудно представить себе публичную дискуссию о причинах невмешательства
Красной Армии в процесс подавления войсками вермахта Варшавского восстания, то
рано или поздно эта ситуация изменится.
Пример Украины довольно показателен.
Начиная с 1991 и вплоть до 2014 года официальный Киев был очень похож на Россию
в своем отношении к событиям Второй мировой. Советский концепт доминировал даже
на официальном уровне. Любое упоминание о тех партизанских отрядах, что
сражались и против советских, и против немецких войск, воспринималось как
недопустимый ревизионизм. И только после вторжения российской армии
неформальные барьеры были сняты.
Сегодня Украина отказывается от советского
подхода: в терминологии место «Великой Отечественной войны» занимает «Вторая
мировая война». Соответственно, расширяются временные рамки тех событий: точкой
старта считается уже не 1941-й и агрессия против СССР, а 1939 год и вторжение в
Польшу. Черно-белый оценочный подход дополняется полутонами.
Но главное отличие Украины от России в
этом вопросе заключается в том, что Киев не использует тему Войны в качестве
фундамента для своей повседневности. Это рельефно смотрится на фоне публичной
риторики. В то время как российские официальные лица раз за разом используют
терминологию Великой Отечественной («фашисты» или «каратели»), украинский
президент прибегает к образам, созданным Джоном Толкиеном, называя противника
«Мордором».
Рано или поздно современная Россия тоже вынуждена будет выучить украинские уроки. Скорее всего, это
будет связано с крахом нынешней политической реальности – когда новые власти
попросту будут вынуждены отказаться от подпитывания патриотической истерики на
тему событий 70-летней давности. Когда 9 мая перестанет использоваться как
индульгенция в отношении Советского Союза и всех его преступлений против
собственного населения. Этот процесс начался бы уже сегодня, если бы Кремль не
делал сознательной ставки на превращение истории Второй мировой в гражданскую
религию. И как только официальные государственные инвестиции в эту темы иссякнут
– процесс переосмысления начнется.
А все потому, что у любого личностного
отношения к прошлому есть свой срок годности. Когда он истекает – исторический
миф начинает давать трещину. И вполне возможно, что на смену дискуссии о том,
кто наследует у победившего Советского Союза, придет новая – о том, кто
наследует у проигравшей Германии.
Павел Казарин
No comments:
Post a Comment