Ad

Tuesday, December 29, 2015

Понимание права: лицо (личность)

Владимир Мачуський

Правопонимание обусловливают по крайней мере две вещи - перманентная самоидентификация общества и право само по себе, как общее. С помощью понимания права общество постоянно идентифицирует себя на каждом конкретном этапе своего развития и перманентность такой идентификации затрудняет создание универсальной концепции права.

Каждому этапу развития общества присуще свое собственное понимание права и в этом смысле "китайские философы" Роско Паунда, "действительная разумность" Георга Гегеля или "треугольники" Бенедикта Спинозы не совместимы между собой не столько из-за разхождений в мышлении, а именно из-за расхождений различных этапов развития общества.


Право само по себе, как общее, пытается достичь бесконечности и отсюда возникает потенциальная возможность существования бесконечного числа концепций права. Отсюда попытки создать всеобъемлющую концепцию права с позиции современного правопонимания заранее обречены на неудачу.

Движение права предопределяет возможность пребывания лица в трех состояниях: конкретное, особенное и общее.
Лицо как конкретное это разумное существо, осознавшее себя лицом и отвечает на вопрос "что" (причина). Субъект права как особенное это лицо как действие в правовом отношении и отвечает на вопрос "как" (действие). Правовое лицо (правовая личность) как общее это цель права и отвечает на вопрос "зачем" (цель).

Развитие личности осуществляется от конкретного через особенное к общему и таким образом идея права через личность и субъекта права воплощается в правовом лице или правовой личности.

Примитивная физическое существо поглощено обществом и не имеет собственных интересов. Осознав свое отличие от других такое существо становится лицом (личностью), но сначала лицом только в социально-психологическом смысле. В правовом смысле такое лицо является только объектом.

Так, древнеримский manus mariti и patria potestas провозглашали абсолютное право мужа и отца на жену и детей, превращала их в объекты правового регулирования и в конечном счете отрицали существование членов семьи с юридической точки зрения.

Таким образом, жена и дети в древнеримской семье уже есть лицами в социально-психологическом смысле, но еще не являются субъектами права. Преобразование личности в субъект права возможно лишь при условии осознания лицом права в себе и, как следствие такого осознания, наряду с браком cum manu (с властью) появляется брак sine manu (без власти).

В контексте движения права в браке cum manu женщина еще только лицо и объект, а в браке sine manu женщина уже субъект права. Таким образом, способность лица превратиться в субъект права обусловлена ​​развитием личности и связана с осознанием права в себе.

С другой стороны, право как идея самодостаточно и может бесконечно долго существовать без лица, но осуществление права без лиц невозможно и отсюда, право как правовое регулирование не может быть правом ни для кого.

Лицо так же может существовать без права как конкретное, но при наличии только одного человека правовое регулирование вообще является нонсенсом. В то же время, каждый человек имеет право в себе и движение права обусловлен взаимопроникновением права в лицо и лица в право.

Зародившееся внутри лица право выходит наружу и соединяется с правом как идеей. Разумное существо, осознав себя как личность, имея право в себе и способность творить право наружу, становится субъектом права в правоотношении.

No comments:

Post a Comment