Политики, которые требуют отмены санкций, введенных Евросоюзом
в отношении России, часто приводят в качестве аргумента деловые интересы.
Однако настолько важным российский рынок не является.
Целый ряд европейских политиков и представителей
экономики, среди них из Германии, в последнее время призывают
к частичной или полной отмене санкций, введенных Евросоюзом
в отношении России. При этом в большинстве случаев остается неясным,
должен ли Кремль выполнить определенные условия.
Таким образом, подобные призывы противоречат официальной позиции Европейского
совета, согласно которой снятие экономических санкций связано с «полным
выполнением Минских соглашений». Это означает вывод российских войск,
наемников, советников и добровольцев из украинского Донбасса. Это
решение было единодушно поддержано в 2014 году 28 членами Евросоюза.
Аннексию Крыма Москвой критики санкций нечасто упоминают. Тем
более они не затрагивают такие вопросы, как фактическая оккупация
молдовского Приднестровья, а также грузинских регионов - Абхазии
и Южной Осетии. И недавние российские действия в Сирии
в большинстве случаев остаются за пределами дискуссии
об экономических ограничениях.
Поэтому без выполнения Россией, по крайней мере, Минских соглашений
любое снятие санкций было бы неоправданным действием и безответственным
сигналом в адрес политиков во всем мире, поддерживающих
ирредентистские и сепаратистские движения.
«Прагматические» деловые интересы
Часто сторонники более уступчивой позиции в отношении России пытаются увести дебаты в другую сторону. Они хотят отойти от соображений, связанных с международным правом, от вопросов европейской безопасности и единства Запада, а вместо этого предлагают деловые расчеты. Они заявляют о своей прагматичной и реалистичной позиции в отличие от их якобы слишком идеалистично настроенных оппонентов.
Часто сторонники более уступчивой позиции в отношении России пытаются увести дебаты в другую сторону. Они хотят отойти от соображений, связанных с международным правом, от вопросов европейской безопасности и единства Запада, а вместо этого предлагают деловые расчеты. Они заявляют о своей прагматичной и реалистичной позиции в отличие от их якобы слишком идеалистично настроенных оппонентов.
Сомнения, связанные с безопасностью восточноевропейских государств, должны, в соответствии с подобной логикой, уступить место конкретной пользе от улучшения экономических связей с Россией.
Аргументы противников санкций опираются на якобы огромное значение
российского рынка в настоящее время, а также на его якобы еще
больший потенциал в будущем. Подобный взгляд приводит к постоянным
жалобам со стороны некоторых европейских предприятий и их
лоббистов - особенно в Германии - по поводу «высокой
экономической цены», которую приходится платить при каждом продлении
санкционного режима.
Но каков же на самом деле общий ущерб европейской
экономики, причиненный введением санкций? Насколько важным для внешней
торговли Евросоюза является современный российский рынок? И насколько
значительным он бы стал после частичной или полной отмены санкций?
И без торговли с Москвой доходы растут
За последние два года в экономических связях между
Евросоюзом и Россией наблюдался значительный спад. Согласно данным
Eurostat (Европейское статистическое агентство) относительно платежного
баланса, экспорт товаров в Россию в 2012 году достиг своей высшей
точки и составил 122,1 млрд евро, а в 2015 году он оказался
на уровне 73,1 млрд евро, то есть сократился примерно на 40%.
Экспорт услуг из Евросоюза в Россию в 2013
году составил 30,3 млрд евро, и это был самый высокий показатель. В 2015
году он снизился на 19% и составил 24,4 млрд евро. Приток доходов
от капитала из России в Евросоюз в тот же период времени
сократился на 28%, в абсолютных цифрах с 26,7 млрд евро до 19,1
млрд евро.
На первый взгляд эти данные свидетельствуют о серьезном воздействии
на экономику Евросоюза западных санкций и ответных шагов России. Но
это не так.
Экономика ЕС удовлетворительно справилась с последствиями санкционного
режима. Да и торговля в целом чувствовала себя относительно хорошо.
Объем общего экспорта из Евросоюза в период с 2013-го
по 2015 год вырос с 1692 млрд евро до 1785 млрд евро. В тот же
период времени объем экспорта услуг увеличился с 700 млрд евро до 811
млрд евро, а приток доходов от капитала вырос с 541 млрд евро
до 580 млрд евро.
Различного рода влияния на торговлю трудно представить
в точных цифрах. Но есть соответствующие оценки. Наиболее цитируемым
источником является посвященный России доклад Международного валютного фонда
(МВФ), опубликованный в августе 2015 года.
В этом докладе МВФ приходит к выводу о том, что
российский ВВП в первый год после введения санкций сократился по этой
причине примерно на 1-1,5 процентных пункта.
В том же году реальный ВВП России уменьшился из-за рецессии на 3,7%. Доля
равновесного роста российской экономики при стабильной цене на нефть
- около 1,5%. Таким образом, относительное ослабление российской экономики
в 2015 году в целом составило около 5%.
Если взять за основу приведенные цифры, то можно сделать следующий вывод:
примерно четверть или треть от общего показателя ослабления экономики
образовал эффект от введенных санкций.
На Евросоюзе, напротив, санкционный режим сказался весьма незначительно,
о чем свидетельствует рост совокупного экспорта и иностранные
инвестиции с момента введения ограничительных мер. Это означает следующее:
российский рынок для ЕС не имеет существенного значения, что полностью
противоречит риторике дружественно настроенных по отношению к Кремлю
лоббистов.
Статистика мировых торговых отношений Евросоюза - то
есть без учета внутриевропейской торговли - предоставляет
дополнительное подтверждение. Доля России невелика. Лишь 4,1% дохода
от экспорта Евросоюза приходится на Россию, 3,0% доходов
от экспорта услуг и 3,3% доходов от капитала. Сравнение
экономических отношений между ЕС и Соединенными Штатами показывает,
насколько незначительными являются российские показатели, и вот
соответствующие цифры - 21,3%, 21,6% и 28,5%.
Вопрос в том, сможет ли российский рынок в будущем увеличить свой
вес. Большинство экономических экспертов полагают, что санкции будут сняты
в среднесрочной перспективе. Так, например, МВФ в своей оценке
мировой экономики исходит из того, что это произойдет в 2018
году.
Значение РФ остается небольшим
Развитие России в указанный период будет зависеть прежде всего
от цены на нефть. В своем недавно опубликованном прогнозе МВФ исходит
из того, что баррель нефти в следующем году будет стоить
в среднем 42,96 долл., а в 2018 году - 50,64 долл. Затем нефть
будет еще дорожать, и к 2020 году цена бочки нефти может вырасти примерно
до 60 долл.
На основании прогноза МВФ относительно роста российской экономики и курса
рубля мы приблизительно оценили значение экономических отношений с Россией
для Евросоюза в 2020 году. По нашим расчетам, даже в случае
полного снятия санкций с начала 2018 года представляется маловероятным,
что доходы от торговли и от капитала в результате экономических
отношений с Россией достигнут наивысших показателей 2012 и 2013
годов. Скорее наши выкладки указывают на существенное сокращение
относительной значимости России для Евросоюза в 2020 году.
Это связано с тем, что, согласно прогнозу МВФ, ВВП России в 2020 году
(в современных ценах и в евро) все еще будет меньше, чем в 2013 году.
Разумеется, для подобного рода предсказаний, как всегда, нужно
принимать во внимание определенные оговорки. И в течение ближайших
пяти лет, естественно, многое может измениться.
Тем не менее, мы делаем следующие четыре вывода:
- во-первых, даже в 2013 году, когда цена на нефть превышала 100
долл. за баррель, а рубль был сильным, российский рынок, находившийся
на высокой точке своего развития, имел относительно ограниченное значение
для Евросоюза;
- во-вторых, и без того небольшая доля России в торговле
Евросоюза сократилась прежде всего по причине обвала цен на нефть,
но также из-за западных санкций в комбинации с экономическими
последствиями агрессии Кремля против Украины, его сирийской кампании,
временного конфликта с Турцией, а также из-за других наносящих ущерб
экономике действий;
- в-третьих, существенное оживление экономики по сравнению
с низким уровнем 2015 года является возможным в среднесрочной
перспективе, однако это не гарантировано;
- в-четвертых, независимо от того, произойдет или не произойдет
достойное упоминания оживление российской экономики, относительная
экономическая значимость России для Европейского союза, то есть ее доля
в сравнении со значением других рынков, будет оставаться ниже
или намного ниже того уровня, который был до украинского
кризиса.
Не искать шансов там, где их нет
Возможная отмена санкций должна основываться не
на мнимых экономических интересах, а на ценностях, на международном
праве и на логике политики в области безопасности. Безусловно,
некоторые предприятия в Евросоюзе получат выгоду от ослабления
или отмены санкционного режима. Однако в общем эффект от этого
для экономики Евросоюза будет незначительным.
Нынешние российские правители не смогли использовать огромный потенциал
своей страны. В течение первой декады нового тысячелетия Россия, несмотря
на высокие цены на нефть и постоянное стремление западных стран
к более тесному партнерству, мало сделала для того, чтобы провести
модернизацию. А в 2014 году временное окно вновь закрылось.
Время иллюзий уже прошло. Российского рынка, каким мы его знали раньше, больше
не существует. И он не возродится в ближайшем будущем.
Эдвард
КРИСТИ, Андреас УМЛАНД,
Die Zeit
(Материал публикуется в сокращении)
No comments:
Post a Comment