Сергей Руденко
Отсрочка голосования в Верховной раде
по изменениям в конституцию, предполагающим децентрализацию власти,
дает Петру Порошенко возможность политического маневра.
С одной стороны, провал
этого законопроекта в украинском парламенте загнал бы в окончательный
тупик минский переговорный процесс по Донбассу. С другой — сам факт
вынесения документа на голосование в сессионный зал может нарушить
и так зыбкое политическое равновесие внутри страны. Пауза, которую взял
Порошенко, сейчас работает на него. Но при этом она затягивает
решение основного вопроса — будущего Донбасса.
Конституция преткновения
В августе 2015 года голосование в первом чтении за изменения в конституцию Украины спровоцировало серьезное противостояние как внутри Верховной рады, так и у ее стен.
Сегодня, накануне первоначально предполагавшегося срока принятия поправок, оппоненты президента по-прежнему убеждены, что предложенный Порошенко вариант децентрализации — путь к предоставлению отдельным регионам Донбасса особого статуса. А посему — за него голосовать нельзя.
Сам же Петр Порошенко уверяет: изменения в конституцию не предусматривают преференций для Донбасса. По его словам, речь идет всего лишь о делегировании полномочий из центра в регионы по всей стране, в том числе в Луганской и Донецкой областях.
Однако эти слова звучат
не слишком убедительно на фоне того, как Москва настойчиво
и методично подталкивает Киев к принятию этих поправок. О них говорят
и Владимир Путин, и Сергей Лавров. России они необходимы, чтобы доказать,
что никакой войны нет, что вопрос конституционных изменений —
исключительно внутреннее дело Украины и что ДНР и ЛНР имеют право
на автономию.
В соответствии с существующим
украинским законодательством, изменения в конституцию должны были быть
приняты Радой еще до 31 января 300 голосами. Вместо этого парламент решил
поменять порядок принятия поправок, чтобы дать депутатам возможность вернуться
к этому вопросу позже. В связи с этим оппоненты Порошенко уже
заявляют о том, что президент и его соратники нарушили
конституционные нормы.
Как бы там ни было, но таким образом президент Украины, во-первых, получил дополнительное время для торгов с Москвой. А во-вторых, Порошенко удалось избежать очередного политического противостояния внутри страны.
Как Яценюк едва не поссорился с Порошенко
Как бы там ни было, но таким образом президент Украины, во-первых, получил дополнительное время для торгов с Москвой. А во-вторых, Порошенко удалось избежать очередного политического противостояния внутри страны.
Как Яценюк едва не поссорился с Порошенко
Все упомянутые конституционные перипетии происходили под аккомпанемент очередного противостояния между Арсением Яценюком и Петром Порошенко. Надо сказать, что окружение президента, в которое входит одесский губернатор Михаил Саакашвили и народные депутаты, не единожды позволяло себе публично обвинять главу кабинета министров и его соратников в коррупции. Все это время Порошенко лишь молчаливо созерцал происходящее.
Накануне рассмотрения изменений в конституцию Яценюк внезапно заявил: он за то, чтобы вносить изменения в Основной закон государства исключительно на референдуме. А союзник украинского премьера — министр внутренних дел Арсен Аваков — и вовсе заявил, что Украина должна двигаться в сторону парламентской республики.
Порошенко воспринял это как демарш. В результате единомышленники главы государства начали намекать о возможной отставке Авакова, возможном переформатировании большинства, а значит — и смене премьер-министра.
Тем не менее, пока что Порошенко и Яценюк решили не торпедировать события. Глава государства не выносит конституционные изменения на голосование в парламент и предлагает правительству 16 февраля отчитаться перед Верховной радой.
Казалось бы, политический компромисс достигнут. Правда, надолго ли — неизвестно. Поговаривают, что в администрации президента уже рассматривают вопрос возможного проведения досрочных парламентских выборов осенью этого года. Порошенко, конечно же, все отрицает.
Отложенное обострение
То, что Рада отложила рассмотрение вопроса о внесении изменений в конституцию относительно децентрализации, конечно же, не понравится Москве. Хотя не факт, что в случае позитивного решения по этому вопросу Россия успокоится. Ведь лидеры ДНР и ЛНР уже успели заявить, что у них есть свой вариант конституционных изменений. Он предполагает широкую автономию для самопровозглашенных республик, представительство в Верховной раде, право вето на решения во внешней политике etc. Это означает, что компромиссный вариант по конституции Украины достигнут все равно не будет. Война в Донбассе продолжится.
С учетом этого дальнейшего противостояния между президентской и премьерской командами, похоже, не избежать. Сегодня Порошенко просто вынужден считаться с Яценюком, который имеет в Верховной раде 80 депутатских «штыков». Но это вовсе не значит, что глава государства будет мириться со сложившейся ситуацией. Выходом из этих партнерских объятий могут стать досрочные парламентские выборы, на которых президент, судя по всему, рассчитывает получить контроль над парламентом.
Тайм-аут, который сейчас взял для себя Петр Порошенко, скоро закончится. Перед президентом стоит непростая задача — сохранить политическое равновесие во внешней и внутренней политике. От того, удастся ли ему это, зависит не только будущее нынешней Верховной рады, но и, без преувеличения, всей Украины.
No comments:
Post a Comment