Ad

Wednesday, December 30, 2015

Холодный мир. Кому выгоден срыв минских соглашений


В распахнутые двери роскошного зала Дворца Независимости в Минске входит Пётр Порошенко. Внутри перед сотнями телекамер и фотовспышек его приветствует белорусский президент Александр Лукашенко. В зале раздаётся крик: "Господин Порошенко, зачем ваши войска бомбят мирных жителей?" 

Эту провокацию устроил корреспондент Всероссийской государственной ТРК Павел Зарубин, и уже тогда стало понятно, что минские переговоры, начавшиеся 11 февраля 2015, будут сложными, а выполнение достигнутых договорённостей — ещё сложнее. 

По итогам пятнадцатичасовой встречи "нормандская четвёрка" не стала отвечать на вопросы журналистов — лидеры Украины, Германии, Франции и России ограничились короткими комментариями. "Ни на какой компромисс относительно федерализации мы не пошли, — делился с прессой маленькой победой Пётр Порошенко. — Ни автономии, ни федерализации в документе нет". 


К журналистам его за руку вёл Александр Лукашенко. На вопрос о том, как идут переговоры, президент Украины ели слышно ответил: "Он затеял грязную и нечестную игру". "Я знаю, знаю. Все поняли это", — согласился с ним Лукашенко. Подписанное по итогам встречи в Минске соглашение насчитывает 13 пунктов — все они должны быть выполнены до конца 2015 года.

Вечный Минск

На февральской встрече лидеры четырёх стран договорились о прекращении огня на следующий день после переговоров, отводе тяжёлой техники за пределы 50-километровой буферной зоны в течение двух недель и доступе ОБСЕ к мониторингу соблюдения режима тишины. На пятый день после отвода вооружения ожидался обмен заложниками в формате "всех на всех". До середины марта Верховная Рада должна была принять постановление, определяющее территорию, на которую будет распространяться особый порядок местного самоуправления, а до конца года Киев обязался провести конституционную реформу и принять закон "об особом статусе", который включал бы амнистию для боевиков, их участие в назначении судей и прокуроров, создание народной милиции и запрет на досрочное прекращение полномочий местной власти. Восстановление контроля над границей состоится уже после выборов на оккупированной территории — предполагается, что избирательную кампанию организуют по стандартам ОБСЕ. Только после этого в силу вступит пункт о выводе всех иностранных военных формирований и разоружении незаконных группировок. Без привязки к конкретным датам и событиям в соглашениях закреплялись пункты об обеспечении безопасной доставки гуманитарной помощи и восстановлении социально-экономических связей.

"Нормандская четвёрка" утвердила не самый выгодный для Украины, но вполне понятный алгоритм действий. Несмотря на это, за 10 месяцев дальше частичного выполнения пунктов о прекращении огня, отводе вооружений и начале конституционной реформы реализация Минских соглашений не продвинулась. "С февраля на Донбассе не ведётся крупномасштабных боевых действий, — заявил Фокусу Леонид Кучма, второй президент Украины и наш представитель в трёхсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе. — Мы остановили массовое кровопролитие, когда ежедневно гибли десятки людей — и военных, и мирных жителей".

Отвести тяжёлое вооружение должны были ещё в первой половине марта. По факту, этот процесс не завершён до сих пор. "Существенный прогресс на пути полного вывода тяжёлого вооружения пока не отмечается, поэтому я призываю стороны к сотрудничеству", — заявил во время заседания Совбеза ООН 11 декабря Эртурул Апакан, глава Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине.

Такое положение вещей не помешало "ЛНР" ещё 20 октября отчитаться об отводе тяжёлой техники от линии разграничения. Спустя два дня с аналогичным заявлением выступил Киев и представители "ДНР". Но всего через месяц Пётр Порошенко признал, что ситуация в Донбассе обостряется. Нарушение режима прекращения огня констатировали и в ОБСЕ. Вскоре украинским военным разрешили открывать огонь в случае обстрелов их позиций.

На фоне этих событий стороны конфликта должны выполнять другую военную договорённость, утверждённую нормандской четвёркой в Париже в начале октября: отвод техники калибром до 100 мм. Спустя месяц после встречи во Франции, и Украина, и лидеры "ЛНР-ДНР" объявили о завершении этого процесса. Однако международные наблюдатели опровергли и это. По словам Александра Хуга, замглавы СММ ОБСЕ в Украине, в местах, предназначенных для отвода такой техники, пусто. Более того, это вооружение используется во время обстрелов. Во вторник, 22 декабря, трёхсторонняя контактная группа снова договорилась о прекращении огня. Однако режим тишины не продержался и суток.

В таких условиях должно начаться разминирование территории — подгруппа по вопросам безопасности в начале декабря даже утвердила первые точки, где этот процесс стартует.

Узники Донбасса

Освобождение заложников — одна из самых болезненных тем в части выполнения минских соглашений. За простой и, на первый взгляд, понятной формулировкой обмена "всех на всех" скрывается немало разночтений. По словам Романа Безсмертного, участника трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе, Киев под этим понятием предполагает освобождение Надежды Савченко и других украинцев, оказавшихся при загадочных обстоятельствах в российских тюрьмах. Боевики такой сценарий отвергают, а в свои списки обмена "всех на всех" включают даже тех, кто давно осуждён за тяжкие преступления.

"В этих списках, например, есть убийца, осуждённый 11 лет назад, — написала в начале декабря на своей странице в Facebook Ирина Геращенко, народный депутат и участница гуманитарной подгруппы трёхсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе. — Какое отношение он имеет к минским соглашениям и как можно требовать его освобождения?". По утверждению политика, сейчас в плену боевиков находится около 140 военных и гражданских. При этом местонахождение известно лишь у порядка 50 пленных, остальных ещё предстоит разыскать. Принцип обмена "всех на всех" не работает — пока удаётся освобождать лишь отдельных людей. В середине ноября, к примеру, домой вернули двух сотрудников МЧС, обменяв их на двух боевиков. По словам советника главы СБУ Юрия Тандита, занимающегося обменом заложников, за время конфликта в общей сложности освободили около 3 тыс. пленных, однако боевики продолжают захватывать новых людей, рассчитывая обменять их повыгоднее.

Закон против порядка

Подписывая новый документ в Минске в феврале этого года, президент фактически взял на себя ответственность за то, что Верховная Рада примет все указанные в соглашении законы и постановления. При этом в парламент текст этого меморандума для ратификации не вносился. Несмотря на это, в марте народные депутаты приняли часть необходимых документов, среди которых постановление, определяющее населённые пункты Донецкой и Луганской областей с особым порядком местного самоуправления. За проголосовало 296 депутатов при необходимых 226. Список из 85 городов, железнодорожных станций, разъездов, перекрёстков с указанием географических координат формировался по линии разграничения, согласованной в другом Минском меморандуме, подписанном ещё 19 сентября 2014 года.

В день принятия постановления о населённых пунктах с особым порядком местного самоуправления парламент преподнёс сепаратистам сюрприз: признал эти территории оккупированными. В ответ на это решение боевики обвинили Киев в срыве договорённостей. Однако от последующих переговоров не отказались. Тогда же парламент принял закон об амнистии для боевиков, который, впрочем, до сих пор не передан президенту на подпись. Оба голосования проводились тайно, и по их итогам на табло появлялось лишь количество голосов за.

Впрочем, сегодня принятый в 2014 году закон об амнистии не устраивает сепаратистов. Теперь они настаивают на создании специального трибунала, который осуществлял бы этот процесс. Киев, в свою очередь, хочет проводить амнистию в индивидуальном порядке через суд.

Изначально сепаратисты грозились организовать собственные выборы 18 октября в "ДНР", и 1 ноября – в "ЛНР". Однако после обвинений в срыве минских соглашений самопровозглашённые псевдореспублики от этой идеи отказались, отсрочив свою избирательную кампанию до 20 апреля 2016 года. Украинская сторона тем временем какие-либо договорённости о датах отрицает. "В политической подгруппе нет никаких договорённостей, — говорит Безсмертный. — Украинская сторона настаивает на пропорциональной системе выборов, противоположная — на мажоритарной. Мы настаиваем на полной реализации полномочий ЦИК — боевики настаивают на том, чтобы действовали их временные избирательные комиссии. Украинская сторона настаивает на возобновлении действия украинских партий, наши оппоненты отвергают эту идею".

Ещё один пункт соглашений, выполнить который не удастся до конца этого года, — внесение изменений в Конституцию с учётом "особого статуса" Донбасса. В августе Верховная Рада приняла новую версию Основного Закона в первом чтении — за проголосовало 265 депутатов. Против этих изменений выступила часть фракции Самопомич, Батькивщина и Радикальная партия Олега Ляшко. Представители последней перед голосование блокировали трибуну, стучали пластиковыми бутылками, выкрикивали "ганьба" и включали сирену. Но если для новой версии Конституции в первом чтении голоса нашлись, собрать 300 за для второго чтения — пока нереализуемая задача. 

По информации Фокуса, в БПП сейчас рассматривают разные варианты проталкивания особого статуса. Один из них — перенести этот пункт из части изменений в Основной Закон о децентрализации в часть, касающуюся судебной реформы и снятия неприкосновенности с народных депутатов. В этом случае изменения в Конституцию снова должен одобрить Конституционный Суд. Учитывая, что его глава не менялся со времён президента Виктора Януковича, обвиняемого в узурпации власти с помощью КС, договориться с судом будет несложно.

В уже принятом в первом чтении новом варианте Конституции оккупированные части Луганской и Донецкой областей упоминаются только раз — в переходных положениях, где указано, что осуществление местного самоуправления в этих регионах регулируется отдельным законом. Такие изменения представителей "ДНР-ЛНР" предсказуемо не устроили. По словам самопровозглашённых "главы Народного совета" Андрея Пургина и "вице-спикера" Дениса Пушилина, поправки в Основной Закон с ними не согласовывались, а сами изменения не соответствуют минским соглашениям.

Продолжение следует

Действие минских договорённостей истекает 31 декабря. За 10 месяцев в переговорном процессе не случилось никаких значительных продвижений. Несмотря на это, и президент Пётр Порошенко, и партнёры Украины в ЕС и США, а также президент России Владимир Путин уверяют: альтернативы минским соглашениям нет. "Видно по всему, что их [Минские соглашения] продлят, — заявил Фокусу Евгений Марчук, участник группы по вопросам безопасности трёхсторонней контактной группы. — Но если не будет никаких радикальных новаций, перспективы не очень радужные. Есть небольшая надежда на начало главенствования Германии в ОБСЕ с 1 января 2016 года. Сегодня главная проблема сконцентрирована в рабочей группе по политическим вопросам. Суть проблемы хорошо известна: изменения в Конституцию, амнистия, выборы, особый статус". 

Решение о продлении минских договорённостей должна принять "нормандская четвёрка". Состоится ли её встреча в декабре этого года — неизвестно. В МИДе Фокусу заявили, что пока этот вопрос не комментируют. Однако, по словам Романа Безсмертного, предварительно о встрече после новогодних праздников договорилась трёхсторонняя контактная группа. "Если не запускаются другие инструменты, этот инструмент будет действовать, — заявил он Фокусу. — Потому что сегодня это единственная площадка, где ведётся непосредственный диалог по территории конфликта. Другой площадки нет".


Как бы ни развивались события, затягивание реализации минских соглашений — наиболее выгодный для Украины вариант. Это даст время жителям оккупированного Донбасса осмотреться и осознать, каковы перспективы "республик", в которых они живут, и, возможно, на предстоящих местных выборах это подтолкнет их отдать голос в пользу Украины. 

К тому же, пока конфликт будет заморожен, Киев сможет нарастить военный потенциал. Есть надежда и на то, что Владимир Путин окончательно погрязнет в сирийском конфликте, цены на нефть продолжат падение, а санкции нанесут сокрушительный удар по российской экономике. "Президент РФ рано или поздно закроет границу для боевиков, — делится ожиданиями один из ближайших соратников Петра Порошенко. — И пока это не случится, нам очень нужны минские соглашения".

No comments:

Post a Comment