Сергей Костяев
Страна остается на обочине интеграционных процессов, идущих в
мире
4 февраля в
Новой Зеландии подписано Транстихоокеанское партнерство (ТТП), крупнейший
интеграционный проект за последние два десятилетия. Это соглашение
синхронизирует отдельные аспекты экономической политики 12 стран: США, Канады,
Австралии, Японии, Сингапура, Новой Зеландии, Мексики, Чили, Перу, Малайзии,
Вьетнама, Брунея.
Документ ликвидирует 18 тыс. внешнеторговых тарифов
между этими странами и вводит целый ряд процедур и стандартов, облегчающих
доступ к национальным рынкам. Среди американских экономистов ведутся споры о
выгодах соглашения для США. Часть экспертов полагает, что благодаря ТТП к 2030
году ВВП увеличится на 131 млрд долларов, или 0,5%. Речь идет не о прогнозе
роста ВВП, а именно об оценке эффекта ТТП. Специалисты из университета Тафтса,
напротив, убеждены, что это соглашение имеет негативный эффект вследствие роста
безработицы и неравенства.
Как
гипотетическое присоединение к ТТП отразится на нашей стране? Присоединение к
ТТП помогло бы улучшить ситуацию в сфере здравоохранения. Например, в документе
нет (к неудовольствию американских фармацевтических корпораций) 12-летней
патентной защиты новых лекарств. Учреждается специальная программа быстрого
продвижения дженериков в развивающихся странах как только истекает срок
патентной защиты в США. Также ТТП ликвидирует тарифы на лекарства и медицинскую
технику, помогая снижать затраты на лечение для пациентов.
Впервые в истории
международных торговых соглашений ТТП предписывает странам-членам усилить
борьбу с поддельными лекарствами, которые угрожают здоровью и безопасности
потребителей.
Среди других
проблем нашей страны, решению которых могло бы помочь членство в ТТП, следует
отметить защиту инвестиций. Только в прошлом году, по данным ЦБ, отток капитала
составил 56 млрд долларов. Глава 9 ТТП подробнейшим образом прописывает
процедуры защиты иностранных инвестиций.
Также
присоединение к ТТП предотвратило бы использование фитосанитарных процедур для
целей внешней политики. В главе 7 ТТП детально регламентированы общие подходы
на данном направлении. Вспомним претензии Роспотребнадзора то к грузинской
минводе «Боржоми», то к прибалтийским шпротам. Так вот среди стран — членов ТТП
такое невозможно.
Введение
общих правил госзакупок и расширенный доступ к ним иностранных подрядчиков,
описанный в главе 15 ТТП, мог бы повысить конкуренцию в этой сфере в России. По
оценкам премьера Медведева, воровство на господрядах превышает 1 трлн рублей.
Введение единых правил конкуренции и для государственных предприятий (глава 17)
позитивно бы сказалось на экономическом развитии нашей страны.
Российское
руководство не в восторге от ТТП. Оно опасается, что наша страна будет
вытеснена на обочину новым мощным торговым союзом. В ноябре прошлого года
Владимир Путин посетовал на «закрытый» характер переговоров по ТТП, а также
предложил делать акцент на форуме АТЭС. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин на
сессии межпарламентского союза в Женеве в октябре 2015 года заявил, что
«партнерство несет серьезные риски для мира, поскольку доминирующее положение в
регионе займет США».
Стоит
поспорить с этим утверждением. ВТО представляет собой глобальное соглашение по
вопросам торговли, тогда как ТТП — региональный документ, охватывающий 40%
мирового ВВП, то есть существенную, но не основную часть глобальной экономики.
В то время как США углубляют внешнеэкономические связи с другими странами,
наращивая потенциал своей «мягкой силы», мы, напротив, накладываем ограничения
на торговлю то с Украиной, то теперь с Турцией, снижая свое влияние в мире.
No comments:
Post a Comment