К вящему сожалению
этноним «русский народ» абсолютно искусственный, выдуманный, синтетический, а
потому не имеет никакого права на существование, так как не имеет под собой
самого главного своего основания – народа.
К вящему сожалению
этноним «русский народ» абсолютно искусственный, выдуманный, синтетический, а
потому не имеет никакого права на существование, так как не имеет под собой
самого главного своего основания – народа.
Этноса, племени,
народа, нации «русские» не существовало никогда.
Мало того, как пишет
Константин Ерусалимский, доктор исторических наук, профессор Отделения
социокультурных исследований РГГУ, специалист в области истории восточной
Европы в средние века и новое время, истории кириллической рукописной книги и
книжного дела:
До конца XVI века
словосочетание «русский народ» не встречается ни в одном источнике, а с конца
XVI века данное словосочетание использовали исключительно за пределами
Московского княжества!
Как же так
получилось, народ – люди, называющие себя русскими, есть – а нации нет? В чем
же дело?
А все дело в религии.
Киев, благодаря
реформам и не без хитрости Ярослава Мудрого стал метрополией – новой столицей
христианского мира. Именно благодаря ему церковь христианская с центром в Киеве
стала называться Русской, и все верующие этой церкви – русскими!
В 1051 году, собрав
епископов, Ярослав, без согласования с Константинопольским патриархом,
сам назначил митрополитом Илариона, а когда в 1054 христианская церковь
распалась на Православную с центром в Константинополе, и католическую с центром
в Риме, Киеве фактически легально стал отдельной конфессией – Русской с центром
в Киеве. И весь люд Киева, Новгорода, Полоцка – стал именоваться русским – но
не народом, а по вероисповеданию
Москва, будучи
православного исповедания, корнями относилась к Ассирийской церкви Востока,
одним из постулатов, которой было противопоставление себя Западу – Риму. Именно
по этой причине Москва и вышла из Флорентийской Унии 1438 года, как вышла и из
лона христианской церкви, предав всех униатов анафеме.
После падения
Константинополя в 1453 году, Иоанну III, при активном содействии московской
церкви объявил, что после падения Константинополя Москва единственная может
претендовать на его наследство, а потому назвал себя наследником Византийского
престола, и велел величать Москву – Третьим Римом. Помимо наследства на
Константинопольский престол вознамерился претендовать Иоанну III и на престол
Киевский, который вместе с церковью Русской и вознамерился поглотить.
Именно по причине
того, что Москова стала, по сути, Православным Халифатом в ее доктрине не
нашлось места национальному вопросу, все внимание уделялось исключительно
вероисповеданию. А потому, в московской церковно-политической культуре мыслить
в этнических категориях было невозможно.
Да и народ, люд
московский… Кто такой народ на Московском княжестве? Весь народ без исключения
принадлежал князю, то и есть, они были рабами князя. А у раба, как известно
нации нет.
Тем не менее, этноним
«русский народ» вошел в обиход и на Московском княжестве, прежде всего, из
украинского культурного контекста Киево-Могилянской академии середины XVII века
– все еще центра Русской веры.
Как я уже писал выше
понятие «русский народ» гораздо шире, чем этнос, потому что включало в себя
много разных народов: украинцев, поляков, беларусов, литовцев. Балтов и славян
– всех тех кто был одной веры – русской.
На Московии вопросы
нации не поднимались вплоть до реформ Петра I, а потому до середины XVII века в
летописях мы можем обнаружить лишь такие псевдоэтнические понятия как
«православное всенародство», «христианский народ» или «все христианские людие»,
«московские вси люди христианстии». То и есть московских правителей того
времени не интересовало происхождение людей, их нация, этническая группа. Их
интересовало лишь вероисповедание человека.
При этом как вы
видите политтехнологи того времени уже экспериментировали с названиями, пытаясь
вывести новое эксклюзивное название верноподданных Московии, не забыв
обязательно подчеркнуть их вероисповедание – православное, правоверное.
Впервые понятие
«русский» применительно к народу вы можете встретить в сочинениях украинского
просветителя Мелетия Смотрицкого.
А также у князя
Константина Константиновича Острожского — сотрудника Курбского, привлекшего на
работу московского печатника Ивана Федорова. У князя Константина Острожского
понятие «русский» используется правильно и описывает оно народы Речи
Посполитой, но не Москвы!
Никогда вплоть до XX
века, на Московии, а потом и на России понятие «русский» не
использовалось как наименование титульной нации.
Мало того, на
Московии понятие «русский» пришло лишь во второй половине XVII века и то
благодаря тому, что украинская книжность начала проникать в Москву.
Русскими россияне не
стали и при Петре I, так, например, цитата из донесения фельдмаршала Бориса
Шереметева, посланного Петру летом 1703 года, вы найдете слова: …«русские
мужики к нам неприятны, многое число беглых из Новгорода, и с Валдая, и ото
Пскова, и добрее они к шведам, нежели к нам»!
О чем это говорит? Да
о том, что именно русской веры люди – русские оказывали сопротивление
московским оккупантам!
К концу XVII века
Киевская Русская церковь была уже полностью поглощена, исторические
литературные источники уничтожены, книги сожжены. Священники, отказавшиеся
признавать главенство Московской Православной церкви - казнены.
Так как сохранилось
огромное количество верующих русской веры, для них была разработана новая
идеологическая формула, объясняющая поглощение русской церкви: «русский –
значит православный, православный значит русский». Это было как бы и логично, и
правильно и удобно и не требовало дополнительных объяснений.
К началу XIX века
после того как все земли заселяемые народами русской веры были захвачены перед
Россией возникла проблем. У Российской Империи не было на тот момент никаких
легальных оснований напасть на Европу!
Именно тогда идеологам
Третьего Рима стало понятно, что фундаментальная идея религиозного деления
народов себя исчерпала и надо создавать что-то новое. Надо было найти что-то
объединяющее, что-то, что могло послужить причиной для справедливой войны.
И этой идеей стала
идея Панславизма, которая по сути своей стала калькой с зарождающегося в это же
время идеи Пангерманизма.
Разработкой концепции
идеи Панславизма на России занимался в конце 1830-х годов Михаил Погодина,
который выдвинул следующие основополагающие тезисы концепции:
истинной вере
славянского мира — Московского Православия
главенствующей роли
России среди славян
объединительной
миссии России – матушки
Россия защитница
православной веры, защитницы всех славян
Параллельно, пока в
умы славянских народов внедрялась мысль что россияне – это «русские», титульная
нация славянского мира, населению Империи навязывалось утверждение, что они и
есть эти самые «русские».
Надо сказать, что
проекты политического объединения славян под пятой (якобы защитой) Российской
Империи разрабатывались ещё в XVIII—XIX веках Андреем Самборским, Василием
Малиновским и пропагандировались они как проекты освобождения славян от
османского, австрийского германского владычества и создания славянской
федерации – в рамках Российской Империи.
Примерно в середине
XIX века, понимая, что про Русскую церковь уже забыли, новым объектом
пропаганды стала мифологема «Святая Русь», а от того и стала популяризироваться
идея «русскости».
Параллельно все чаще
стал подниматься вопрос справедливой войны Православного Халифата за
оккупированный иноверцами Константинополь.
Термин «русский»
достаточно хорошо прижился к солдатам Империи в годы многочисленных войн с
Турцией, которые практически беспрерывно продолжались весь конец XIX века.
После падения Империи
термин «русский» подхватили большевики, он стал одним из важнейшим признаков
эталонного человека, человека высшей касты.
Идеальный большевик
был рабочим-пролетарием, коммунистом и обязательно «русским». Со временем
«русский» стало снова именем нарицательным, и каждый житель СССР мог
считать себя «русским».
Как в идее
Панславизма Россия протягивала руки страдающим под гнетом Османов, Австрии и
Германии народов, «русские» (большевики-пролетарии) протягивали руку помощи
всем угнетенным мира, и предлагали прийти к ним на помощь, помочь свергнуть их
правительство и также как они стать частью самой большой в истории человечества
«Тюрьмы Народов».
No comments:
Post a Comment