Валентина Самар
Не раз отмечено, что все нужные решения украинская власть принимает с запозданием на год. В ситуации с законом о свободной экономической зоне "Крым" это произошло буквально. Закон вступил в силу 27 сентября 2014 года, а 24 сентября текущего года президент Петр Порошенко распорядился разработать и внести в ВР проект о его отмене. О таком намерении президент сообщил во время встречи с лидерами крымскотатарского народа Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым. Последний и обнародовал эту важную новость с оптимистическим прогнозом, что проект будет внесен в парламент к очередному пленарному заседанию, то есть уже через неделю.
Официального сообщения от АП не последовало, а партийный сайт БПП новость подал со ссылкой на заявление Чубарова в вечернем телеэфире. Поэтому включаем счетчик и напоминаем, почему это нужно сделать. Без сомнения, на решение Петра Порошенко в значительной мере повлияла акция по блокаде поставок в Крым, инициированная Меджлисом, в первые же дни которой вскрылись потрясающие воображение объемы злоупотреблений и наживы. Не будем забывать, что он был в курсе — ее началу предшествовала встреча с лидерами крымских татар. Но негласное "добро" на Банковой, по информации ZN.UA, выхаживалось по кабинетам полтора-два месяца. А намерения крымских украинцев блокировать пункты пропуска для давления на оккупационные власти после серии задержаний, арестов и обысков крымскотатарских и украинских активистов были заявлены еще раньше — впервые о предлагаемой формуле "продовольствие в обмен на свободу" мы писали еще весной этого года.
Уместно также напомнить, что требования не принимать, не подписывать, ветировать, а затем — и отменить закон о фэйковой СЭЗ звучали от организаций крымских украинцев, Меджлиса, экспертного сообщества, правозащитников, журналистов весь год его действия. Власть оставалась глуха — эти голоса заглушал звон монет в карманы тех, кто закон пролоббировал. Даже тогда, когда все самые пессимистичные прогнозы по поводу негативных последствий для государства стали явью. Благодаря этому закону админграница между Херсонщиной и аннексированным Крымом обрела все атрибуты и режим государственной; в теле украинской экономики (и политики, как ее производной) разрослась еще одна коррупционная опухоль; граждане Украины с крымской регистрацией были дискриминированы по территориальному принципу — им "приклеили" статус нерезидентов, со всеми ограничениями, которые есть у иностранцев.
В это время в Крыму набирал обороты маховик репрессий ко всему украинскому и крымскотатарскому, шли аресты, обыски, выдворение за Перекоп несогласных и судилища над политзаключенными. Оккупационная власть могла не заботиться о том, как удержать на потребительском плаву "остров" — все необходимое (кроме днепровской воды, перекрытой еще в 2014-м) поставляли "жадные хохлы" — так о нас пишут в крымских СМИ. Лидеры этих самых жадных взывали к Западу с просьбами-требованиями усилить санкции и заставить Россию платить за Крым бОльшую цену. И в это же время почти весь крупный украинский бизнес в Крыму (за исключением экспроприированных активов Коломойского, Жеваго, Сенченко) выстраивал схемы "на два фронта", договаривался по контрабанде с Аксеновым, топтал ковры в кабинетах и номерах отелей Москвы и Киева; выгуливал чиновных vip-ов на яхтах в европейских акваториях; выводил активы на офшоры, без оглядки на санкции прописывался в российских госреестрах и менял таблички на крымских офисах; а с офисов на материке отправлял товары в Крым и транзитом — на Россию, не платя налоги в казну Украины и жируя на сверхприбылях от разницы в цене на харчи.
Объемы поставок из украинских "гумконвоев", с обнуленными налогами и беспошлинно следующих в "СЭЗ "Крым", ZN.UA отслеживало регулярно. Ответы на информзапросы автора к Государственной фискальной службе, конечно же, показывают нам только надводную — легальную — часть айсберга, а подводная всегда больше. Тем не менее, можем констатировать, что за 11 месяцев действия закона о зоне "Крым" в нее, по данным ГФС, было поставлено товаров на 1 миллиард 40 миллионов 525 тысяч долларов США. Для наглядности: объем этого "товарооборота" в одну сторону сопоставим с годовым бюджетом "Республики Крым" на 2015 год и с лихвой превышает дотации и субвенции из федерального бюджета РФ (50,7 млрд руб.).
Это не считая сумм экономии для Кремля по созданию условий для энергонезависимости аннексированного полуострова, заработанной на поставках в Крым электроэнергии по кабальному контракту с украинским госпредприятием.
Когда по обе стороны Перекопа звучат опасения, что прекращение поставок c украинского материка приведет к голодомору на полуострове, важно уточнить, что четверть всех поставок (по стоимости) — это не еда. Это минеральное топливо, нефть и битуминозные материалы — их было поставлено на сумму почти 248 млн долл. А уже потом идет мясо и мясопродукты, молочка и яйца, сахар, алкоголь, орехи и овощи. Когда представители Оппозиционного блока в эфирах ток-шоу льют слезы по гибели украинских фермеров, которые понесут от блокады поставок в Крым колоссальные убытки, хочется спросить о масштабах убытков, которые понес бюджет Украины, а значит, и эти фермеры, вследствие создания этой "офшорки" на оккупированной территории.
Подсчитать невозможно, особенно с учетом потерь политических и моральных. Минуя манипуляцию с заботой представителей крупного бизнеса о судьбах малого, все же уточним их потери с помощью цитаты еще одного озабоченного судьбой украинских земледельцев — крымского "спикера" Владимира Константинова. На днях он поведал, что звонил (!) херсонским предпринимателям: "Они назвали цену, по которой они производят и продают в Крым продукцию. Здесь они продают дороже в три-пять раз". То есть для них блокада — это не убытки, это потеря сверхприбыли.
Но фермерский "набор", конечно, копейки в сравнении со схемами крупных игроков. Прекратить это, по сути, инвестирование в экономику оккупационной территории можно было в любой момент. Нужна была только политическая воля президента для того, чтобы сказать "нет" всем бенефициарам этой "офшорки". От бывшего замглавы АП Косюка, олигархов Ахметова, Фирташа и прочих воротил схем с НДС и серым экспортом разного калибра — до мелких контрабандистов и аферистов, промышляющих между украинским и российским КПП. Но ее не было. Не только у президента. Лидеры меджлиса пошли ва-банк тоже только сейчас. Во-первых, потому что развеялись последние иллюзии, что крымский вопрос можно сдвинуть с мертвой точки дипломатическими усилиями и руками международных организаций. Во-вторых, потому что крымская тема уходит с повестки дня мировой политики. В-третьих, потому что СЭЗ "Крым" превратилась в огромный пылесос, вымывающий ресурсы из Украины и одновременно укрепляющий оккупационный режим. И, в-четвертых, каждый день сидения без активных действий по защите прав соотечественников, преследуемых в Крыму, — смерти подобен. И речь тут не о политиках — о каждом из политических переселенцев из Крыма.
Момент для начала блокады поставок был выбран удачно. Россия испытывает заметное истощение от действия санкций. Украинские товары — об этом мы уже многократно писали — идут транзитом на Россию, восполняя дефицит от введения так называемых антисанкций. По сути, как говорит Рефат Чубаров, "путинский план импортозамещения выполняется за счет скрытого экспорта из Украины через Крым".
Украина (не без давления Запада) наконец-то сподобилась на введение собственных санкций (качество списков — вопрос отдельный). Впереди — ноябрь, период лютых штормов в Керченском проливе, а это значит, поставки в Крым российских товаров будут осложнены именно в тот момент, когда украинские запасы закончатся. Впереди — зима, и самое время поговорить о блокаде поставок электроэнергии в Крым (конечно, если сама Украина к тому времени обойдется без кабального контракта с российской компанией). Впереди — заседание Генеральной ассамблеи ООН, где вопрос нарушения прав крымскотатарского народа должен получить особое звучание. "В первую очередь, мы исходили из того, что крымскую тему надо немедленно возвращать в повестку международной политики.
Все, что будет дальше обсуждаться в вопросах взаимоотношений между Россией и Украиной, вопросах войны России против Украины, вопросах восстановления территориальной целостности, не должно и не может обсуждаться без вопроса Крыма и без крымских татар. Возможно, одной этой акцией мы не сможем утвердить все наши ожидания, но это не единственная акция. Второе — крымские татары, возможно, кому-то это и не понравится, но приобретают сегодня свою правосубъектность", — говорит Рефат Чубаров. Вопрос не праздный — можно ли бороться за права человека и целого народа, нарушая права других, тех же олигархов и фермеров с перевозчиками, к примеру? Ведь закон о СЭЗ — действующий. Не будем лукавить: акция проходит по шаткой досочке закона, часто ее заваливая, под бдительным присмотром правоохранителей, которые исключают потасовки с водителями фур и упреждают появление "частных армий" крупного бизнеса, но исков в суды, думается, не избежать.
Власть заняла позицию стороннего наблюдателя со знакомыми признаками гибридной войны: "Это гражданская акция, это инициатива меджлиса крымских татар, это право граждан Украины"... Некоторые обозреватели уже похвалили власть за то, что она наконец-то начала использовать в борьбе с оккупантом его же методы. Существенная поправка: эта экономическая гибридная война ведется, в том числе (если не в первую очередь), против своих же олигархов и более мелкого бизнеса, которому сверхприбыльная торговля с оккупантами была позволена законодательно. Поэтому пусть гибридные методы и далее используют участники гражданской блокады, у них это хорошо получается, взяток они не берут и даже называют себя "крымским Майданом". Но власть должна делать свою работу — отменять законодательство, приведшее к огромным потерям бюджета и росту коррупции, и принимать новое — адекватное нынешней ситуации в воюющей стране. Это несложно.
Законопроект, разработкой которого, по словам Рефата Чубарова, должны были начать заниматься в АП и правительстве уже в пятницу, может быть по-военному лаконичен. 1. Закон о СЭЗ "Крым" отменить. 2. Поручить Кабмину разработать и подать в месячный срок законопроект об экономических взаимоотношениях с оккупированными территориями. Третьей статьей должны быть урегулированы вопросы налогообложения украинских хозяйствующих субъектов на оккупированных территориях Крыма и Севастополя. Для этого вполне сгодится статья 15 закона о СЭЗ (эвакуация бизнеса с временно оккупированных территорий), которую можно "оставить в живых" в виде временного акта КМУ.
Экономический эксперт Фонда "Майдан иностранных дел" Юрий Смелянский, многие рекомендации которого были взяты на вооружение организаторами акции, так изложил для ZN.UA алгоритм действий власти в условиях гражданской блокады поставок в Крым: "После отмены закона Украины о СЭЗ "Крым" должно последовать замораживание любого ресурсного и товарного (включая электроэнергию) обеспечения территории оккупированного Крыма. Это — точка обнуления, длительность этого периода 2–3 месяца (в первом приближении, но он может быть продлен).
За это время разрабатываются и принимаются или ЗУ "Об особых экономических отношениях с оккупированными территориями", или вносятся изменения в закон об временно оккупированных территориях. К разработке в обязательном порядке необходимо привлечь круг экспертов и общественных деятелей, системно занимающихся вопросами деоккупации и реинтеграции Крыма. Статья 15 закона о СЭЗ "Крым" временно, до разработки Закона (п.2) применяется в скорректированном варианте в виде подзаконного акта Кабинета министров Украины. В едином реестре плательщиков налогов (как для физических, так и для юридических лиц) вводится примечание "оккупированная территория" для субъектов, имеющих регистрацию на Крымском полуострове, которая означает признак необложения налогами и отсутствие подотчетности в связи с невозможностью осуществлять работу налоговой службы на оккупированной территории".
До конца 2015 года, как считают эксперты и отдельные организаторы акции, должно быть принято решение о создании в Херсонской области режима максимального благоприятствования для развития бизнеса, привлечения инвестиций в социально-экономическое развитие региона (статус — СЭЗ, ТПР или что-то иное — не важен, главное — цель и условия ее достижения). Теперь к вопросу об украинских гражданах, лишенных вследствие блокады возможности приобретать продукты питания украинских производителей. По мнению Юрия Смелянского, необходимо в течение все тех же 2–3 месяцев "обнуления" поставок соорудить из быстросборных конструкций на прилегающей к админгранице между Херсонщиной и Крымом территории "узлы обмена" (хабы). "Жители оккупированного Крыма, по предъявлению украинского паспорта, могут приехать и приобрести весь необходимый объем благ. Это и будет проявлением заботы и внимания со стороны государства в отношении своих граждан, оказавшихся в оккупации.
"Узлы обмена" являются также и транспортным узлом, который обеспечит бесперебойный доступ на всю территорию Украины для крымчан", — считает эксперт. В предыдущем материале по этой же теме мы писали, что в КМУ уже давно лежат предложения Госслужбы по вопросам Крыма о новом порядке передвижения товаров. Если вкратце, то суть их сводится к тому, что большегрузных автомобилей с товарами на территорию Крыма больше пропускать нельзя, но люди для своих нужд и для мелкого бизнеса могут провезти товары (ограниченные по списку и весу) на легковых авто. Добавим также, что хабы на "границе", кроме удовлетворения потребностей украинских крымчан в более дешевых и привычных продуктах питания, лекарствах, бытовой технике, ее гарантийном обслуживании и т.д. также должны иметь возможность предоставлять государственные услуги — оформление документов, юридические консультации и проч. (и здесь видится просто идеальная площадка для реформаторов сферы госуслуг, и не только).
Если эти рекомендации и перекликающиеся с ними предложения инициаторов гражданской блокады власть выполнит — есть шанс, что Крым не отдалится, как опасаются многие, а наоборот — приблизится. Потому что люди увидят реальные наступательные шаги власти против коррупции и сращивания украинского бизнеса с оккупантами и реальные шаги по защите прав притесняемых групп в Крыму. Почему так приветствуют блокаду патриоты в Крыму — они уже заждались, когда же кто-то даст оккупанту по зубам. Хоть так — гибридно, со слабыми признаками присутствия государства в экономической войне, которая ведется силами гражданского общества.
К слову, в вопросе освобождения крымских политзаключенных (одно из главных требований акции) лидеры Меджлиса на власть больше не полагаются. По словам Рефата Чубарова, роль переговорщиков в деле освобождения крымских узников совести могут выполнить… те же олигархи, бизнес которых был блокирован. Формула та же — товар в обмен на свободу. Серьезность участия в этой "войне" президента определится уже в ближайшую неделю, поскольку она предполагает совершенно конкретный продукт деятельности его администрации — законопроект об отмене закона о СЭЗ, внесенный в парламент как неотложный, который будет поддержан коалиционными фракциями.
Если этого не произойдет, наступит второй этап гражданской акции, называть который ее инициаторы не спешат. Но мы же понимаем, в каких местах тогда появятся посты блокады. А аналитики и обозреватели, которые воспринимают небольшое количество людей на "границе", грядущие холода и отсутствие жирных бюджетов признаком скоротечности акции, могут сильно ошибиться. Они просто не помнят или не знают, что такое крымскотатарские акции протеста. В первый день Курбан-Байрама на все три блокпоста готовили 350 порций плова (это точный подсчет участников акции). Но если что — через несколько часов в месте сбора будет в десять раз больше. И это будет уже совсем другая игра.
Оригинал
No comments:
Post a Comment