Thursday, July 30, 2015

Каждой «дочке» — затычка

Как и писал “Ъ”, власти США ввели ограничительные меры в отношении российских компаний и граждан, которые, по данным Вашингтона, задействованы в схемах по обходу введенных ранее антироссийских санкций. В Министерстве финансов США расширение черного списка объяснили необходимостью обеспечить «эффективность» действующего режима санкций. В новый санкционный список попали 11 физических и 15 юридических лиц, включая родственников и деловых партнеров Геннадия Тимченко и Бориса Ротенберга, Ижевский механический завод, концерн «Ижмаш», ряд торговых портов в Крыму, «дочки» ВЭБа и «Роснефти».
О том, что власти США и стран Евросоюза собирают информацию о схемах, которые используются для обхода антироссийских санкций, и могут ввести ограничительные меры в отношении задействованных в них граждан и компаний, “Ъ” сообщал 30 июля. В четверг вечером Министерство финансов США объявило о первом расширении черного списка за счет физических и юридических лиц, причастных, по данным Вашингтона, к подобным обходным схемам. В новый черный список попали 11 физических и 15 юридических лиц. Им запрещен въезд на территорию США, а их активы, если таковые там будут обнаружены, будут арестованы. Американским компаниям запрещается вести дела с организациями и гражданами из черного списка.

«Решение (о введении новых санкций.— “Ъ”) подчеркивает нашу решимость оказывать давление на Россию за ее нарушение международного права и усугубление конфликта на востоке Украины,— заявил исполняющий обязанности директора управление по контролю за иностранными активами (УКИА) Министерства финансов США Джон Смит.— Мы продолжим работу по обеспечению эффективности наших санкций, которые не будут отозваны до тех пор, пока минские соглашения не будут полностью выполнены». Кроме того, он добавил, вводя новые ограничения, «США следуют за мерами, принятыми ЕС в прошлом месяце по продлению своих санкций против России, и за объявлением Канады о том, что она усилит свои санкции в отношении России».
По широкому кругу лиц
Как уже рассказывал “Ъ” 30 июля, выявить очевидные схемы обхода санкций не удается, хотя косвенные признаки использования обходных путей есть, по крайней мере, в нефтяной отрасли и машиностроении. В материалах США по новым санкциям также прямо не говорится о механизмах, но можно сделать вывод, что, как и предполагал “Ъ”, в качестве лазеек используются партнеры, дочерние компании, до сих пор в списках прямо не упомянутые, родственники, а также бывшие и нынешние партнеры.
В отношении группы Внешэкономбанка (ВЭБ) и «Роснефти» в документе прямо подчеркивается, что американским контрагентам запрещено взаимодействовать со всеми подконтрольными российским компаниям структурами, и на этот раз последние поименованы. В список попали все ключевые активы нефтекомпании и госкорпорации, включая РФПИ, ЭКСАР и дочерние банки ВЭБа. В «Роснефти» ситуацию не комментируют, но источники “Ъ” в компании пока не ждут дополнительных трудностей. Другая ситуация с ВЭБом. Там от комментариев также отказались. Источник “Ъ”, близкий к госкорпорации, утверждает, что ВЭБ и его структуры по-прежнему выполняют все свои обязательства, но признал, что расширение секторальных санкций «безусловно, осложнит деятельность группы».
«Если санкции действительно запрещают любое взаимодействие с американскими партнерами, то в первую очередь это будет означать если не полное прекращение, то существенное осложнение операций в долларах,— говорит главный экономист “ПФ Капитала” Евгений Надоршин.— Конечно, их можно будет проводить не через американские или плотно взаимодействующие с американскими банки, придумать специальный расчетный механизм, базирующийся на кросс-курсах с другими валютами, но это более трудоемко и увеличит трансакционные издержки. Не стоит забывать и про негативное репутационное влияние таких санкций. У клиентов сохраняется высокий интерес к валюте, хотя бы даже в спекулятивных целях, а это означает, что новым клиентам взаимодействие с банками, попавшими под такие санкции, будет неинтересно (многие из числа старых и сами находятся под санкциями)».
Впрочем, и это еще не все, продолжает господин Надоршин. «Такой ход американцев может заметно осложнить деловые отношения с китайскими контрагентами, расчеты с которыми, несмотря на многочисленные декларации о переходе во взаимодействии на национальные валюты, по-прежнему проводятся в основном в долларах. Не исключено, что этот способ давления на институты развития, для которых налаживание отношений с азиатскими странами и привлечение финансирования из этого региона — одна из приоритетных задач и может быть конечной целью санкций»,— резюмировал он.
Впрочем, в самих структурах ВЭБа пока не паникуют. «Мы изучаем ситуацию,— заявил “Ъ” глава РФПИ Кирилл Дмитриев.— На первый взгляд прямое упоминание РФПИ ничего не меняет, в данном режиме мы работаем в течение последнего года», добавив, что, по его мнению, любое ужесточение санкций в первую очередь негативно отражается на позициях компаний США на рынке РФ. Источники, близкие к фонду, уточнили “Ъ”, что последние партнерства РФПИ (например, сделка с Saudi Arabian General Investment) заключались уже в режиме санкций, юристы не видят новых ограничений, которые может повлечь за собой формальное расширение списка, но продолжат анализ.
«Мы не понимаем, зачем против нас вводить персональные санкции, если против ВЭБа, нашего 100-процентного владельца уже действуют западные санкции»,— соглашается глава «ВЭБ Капитала» Тимофей Хряпов. По его словам, «ВЭБ Капитал» не привлекает фондирования из-за рубежа и не имеет сотрудников-иностранцев. На новый крупный проект с Грецией, считает топ-менеджер, санкции не повлияют, хотя «давление со стороны США на страны ЕС идет достаточно сильное». В июне министр энергетики Александр Новак и его греческий коллега Панайотис Лафазанис подписали меморандум о совместном строительстве и эксплуатации продолжения газопровода «Турецкий поток» по территории Греции. Трубопровод в Греции будет строить СП с участием «ВЭБ Капитала» (см. “Ъ” от 20 июня). Впрочем, и сам «Турецкий поток» уже под вопросом, так что греческий проект может оказаться просто неактуальным (см. “Ъ” от 10 июля).
В то же время источники “Ъ” отмечают, что за недоумением дочерних структур подсанкционных компаний может стоять «определенное лукавство» — отсутствие прямого упоминания в санкционном списке оставляло «пространство для маневра», а западные партнеры часто шли навстречу. Теперь вероятные лазейки и возможность «смотреть сквозь пальцы» закрыты.
Сомнительное прошлое
Вторая часть санкционного списка связана с возможностью использования иностранных аффилированных компаний, формальных продаж активов сторонним инвесторам и партнеров. Здесь основное внимание Вашингтона привлек Геннадий Тимченко. С формулировкой «за предоставление материальной поддержки господину Тимченко» ограничения вводятся против Кая Паананена, Олега Усачева и Петра Колбина, а также Airfix Aviation Oy, IPP Oil Products (Cyprus) Limited, Southport Services Management Limited, Set Petrochemicals Oy и Southeast Trading Oy.
Две последние занимаются логистикой и маркетингом российских нефтепродуктов и входят в SET Group, которую возглавляет Кай Паананен (входит в Российско-финскую торговую палату и является гражданином Финляндии). В связи с группой в финских источниках упоминается и имя Олега Усачева. Петр Колбин является давним партнером господина Тимченко, до 2010 года владел миноритарной долей в Gunvor, а до 2011 года — блокпакетом в «Ямал СПГ», которые впоследствии продал самому Геннадию Тимченко. О его текущем бизнесе источникам “Ъ” ничего не известно.
Кипрская IPP Oil Products является холдинговой структурой ряда одноименных компаний в финской и швейцарской юрисдикциях, которые занимались поставкой нефтепродуктов в основном в адрес трейдера Gunvor. В 2014 году Геннадий Тимченко продал свою долю в Gunvor своему партнеру Торбьорну Торнквисту, также были проданы и принадлежавшие господину Тимченко 50% в IPP, имя покупателя не сообщалось. Airfix Aviation Oy — финский оператор бизнес-авиации. Он также официально сменил владельца: в апреле 2014 года Volga Group, объединяющая большую часть активов бизнесмена, продала 97% Airfix, как раз из-за санкций США против него: компания не могла проводить техобслуживание бизнес-джетов с американскими компонентами. Сумма сделки и покупатель не раскрывались, смена собственника произошла через смену учредителей кипрской AGH Aviation Group Holding Cyprus Ltd. По сведениям “Ъ”, поскольку Airfix Aviation (оперирует 14 самолетами) выполняет международные полеты, после включения в санкционный список у нее могут возникнуть сложности с обслуживанием рейсов и расчетами.
Таким образом, власти США, как и многие участники рынка в России, сочли, что сделки по продаже по крайней мере ряда активов Геннадия Тимченко были притворными и эти компании по-прежнему находятся под контролем бизнесмена. В Volga Group от комментариев отказались.
Новые претензии Вашингтона к Аркадию и Борису Ротенбергам оказались скромными. В документе не упомянут сын Аркадия Ротенберга Игорь, которому бизнесмен в последнее время передал значительную часть бизнеса. Зато под санкции попал сын Бориса Ротенберга Роман, в действительно крупных проектах не замеченный. Вместе с ним в списке фигурирует финская Oy Langvik Capital Ltd. На ее балансе находится небольшой отель Langvik с конференц-залами уровня четыре звезды в Киркконумми южнее Эспо — второго по величине города в Финляндии. Финская пресса сообщала в 2014 году, что это «семейный отель Ротенбергов». В сентябре прошлого года, по данным финского MTV News, Nordea Bank заблокировал счета Langvik Capital, поскольку ее владельцы попали под санкции США. Сейчас отель работает в Киркконумми в штатном режиме, и о новых санкциях в отношении компании-владельца нам неизвестно»,— сообщил “Ъ” в четверг вечером сотрудник Langvik.
По мнению российских отельеров, внимание США к скромной гостинице и Роману Ротенбергу при отсутствии претензий к другим структурам и родным бизнесменов может объясняться тем, что оба новых участника санкционного списка имеют отношение к совместным хоккейным проектам господ Ротенбергов с Геннадием Тимченко: объект планировалось серьезно расширить и создать на его базе хоккейную академию. Косвенным подтверждением этой версии может служить то, что Кай Паананен также входит в совет директоров финского хоккейного клуба Jokerit, совладельцами которого выступают структуры господ Тимченко и Ротенбергов.
Прощай, оружие
Расширение санкций против концерна «Калашников» менее очевидно. Наряду с формальным включением в список ликвидируемого ОАО «Концерн “Ижмаш”», на базе которого и был создан в 2013 году концерн «Калашников», туда попал Ижевский механический завод («Ижмех»). Формально он к «Калашникову» отношения не имеет и на 100% принадлежит «Ростеху». Исходно «Ижмех» тоже планировалось передать в «Калашников». Но после введения санкций США против «Ростеха» и «Калашникова» завод решили продать частным инвесторам. 24 июня набсовет «Ростеха» одобрил передачу 51% акций «Ижмеха» структуре совладельцев «Калашникова» и «Трансмашхолдинга» Андрея Бокарева, Искандара Махмудова (также являются партнерами по УГМК) и Алексея Криворучко. Сделку планировалось закрыть в первом квартале 2016 года. Теперь инвесторы получат завод уже под санкциями, и вывести его из списка будет очень сложно. Кроме того, персональные санкции США из-за «материальной поддержки» концерна «Калашников» были введены против Александра Омельченко, Андрея Балютина и Алены Семеновой. По данным “Ъ”, господин Омельченко возглавляет направление экспорта гражданского оружия в «Калашникове», господин Балютин также работает в концерне, но топ-менеджером не является.
В «Калашникове» говорят, что «Ижмех» выпускает только гражданскую продукцию и уже больше года не поставляет ее в США, поэтому санкции на заводе не отразятся. Но включение его в список на фоне сделки по продаже частным инвесторам «вызывает удивление и негодование». «США пытаются применить не только санкции против государственных структур, но и оказать воздействие на деятельность частного бизнеса,— подчеркивают в концерне.— Это является свидетельством недобросовестной конкуренции и применения протекционистских мер на фоне роста спроса и продаж российского стрелкового оружия на рынке США».
Не только Украина
В новый черный список также вошли несколько человек из окружения экс-президента Украины Виктора Януковича: его сын Александр, бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев, экс-министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий и украинский бизнесмен Сергей Курченко. В Минфине США пояснили, что санкции в отношении этих лиц были введены в рамках «поддержки усилий правительства Украины по борьбе с расхищением государственных активов» и в целях гармонизации санкционных списков с ЕС, который ранее уже ввел ограничения в отношении этих людей.
В посольстве США в Москве в четверг заверили, что новые санкции не связаны с состоявшимся накануне голосованием в СБ ООН, когда Россия наложила вето на резолюцию о создании международного трибунала по расследованию крушения малайзийского Boeing в небе над Украиной.
По данным западных дипломатических источников “Ъ”, США и страны ЕС начали собирать информацию о схемах, используемых для обхода санкций, еще несколько месяцев назад. Причин, по которым ограничительные меры в отношении компаний и граждан, якобы задействованных в этих схемах, были введены только сейчас, собеседники “Ъ” не называют. «Первое объяснение, которое приходит в голову, достаточно цинично — они не стали вводить эти санкции ранее, чтобы не навредить процессу переговоров по иранской ядерной программе,— заявил “Ъ” председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.— Россия играла в этих переговорах важную роль, а США — особенно после начала украинского кризиса — опасались, что Москва начнет мстить на других направлениях, в частности на иранском. Этого, насколько я понимаю, никогда не было. Но на всякий случай Вашингтон, видимо, решил не дразнить Москву».
На вопрос “Ъ”, почему власти США, несмотря на активное содействие России в урегулировании иранской ядерной проблемы, все же ввели в отношении нее новые санкции, эксперт ответил: «В России эту логику многие не понимают, поскольку считают, что отношения должны развиваться линейно — или в одну сторону, или в другую. Но даже в холодную войну, хоть сдерживания никто не отменял, были более или менее конструктивные периоды. А сейчас — тем более». «Где-то мы селективно взаимодействуем, где-то нет. Но базовая установка на сдерживание остается, поскольку США расценивают Россию как страну, которая бросает вызов не просто Украине, а неким принципам, которые Вашингтон считает правильными. И пока Россия их не признает, на нее будут давить»,— убежден Федор Лукьянов.
При этом он пояснил, что с точки зрения США «совершенствование санкций было необходимо, потому что, как показывает опыт того же Ирана, страны приспосабливаются к любым санкциям и находят обходные пути». «Технологически тот факт, что США пытаются отсечь такие пути,— это вполне естественный шаг, но который отражает неизменность и последовательность линии на то, что Россия ведет себя неправильно и ее надо поставить на место»,— отметил он.
Юрий Барсуков, Светлана Дементьева, Халиль Аминов, Егор Попов, Елена Киселева, Елена Черненко


Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2778961

No comments:

Post a Comment